Создан в 1999 г. по инициативе чл.-корр. РАН А.К. Темботова на основании заключенного договора с Зольским районным отделом народного образования и средней школой с. Псынадаха на базе СШ с. Псынадаха в целях решения вопросов интеграции фундаментальной науки и образования на уровне средней школы.

Основной задачей деятельности центра является повышение уровня экологического образования учащихся на основе современных достижений экологической науки для выработки ответственного отношения к среде своей жизни.

Состав сотрудников:

Темботова Мария Абдуловна – заведующая центром

Основные результаты:

Разработана и постоянно совершенствуется учебная программа, включающая в теоретической части разделы общей и прикладной экологии, основ охраны и рационального природопользования, в практической — обращено внимание на методы изучения флоры и фауны, биомониторинга. Оригинальность программы заключается в том, что все разделы разработаны с учетом специфических условий горных стран на примере Кавказа. Программа разработана на основе методического пособия «Проблемы экологии горных территорий» (Темботов и др., 2001).

Создана материально-техническая база (имеется компьютерная и множительная техника, коллекционный фонд по млекопитающим, птицам, герпетофауне, беспозвоночным, гербарный материал, учебная литература и т.д.). Организован опытный участок, на котором школьники проводят экспериментальные работы.

Проводятся курсы по дополнительному эколого-биологическому образованию на основе разработанной программы для школьников 5-11 классов.

Учащиеся УНЦ принимают активное участие в биологических и экологических конференциях, конкурсах и т.п. В том числе, Республиканская научная конференция школьников «Чтение памяти В.И. Вернадского» (I место, 2005г.), XV Республиканская конференция НОУ «Сигма» в секции «Экология» (II место, 2006г), Международный детский экологический форум «Зеленая планета — 2006» (диплом III степени, грамота за активное участие).

Показателем деятельности центра явилось то, что в рамках приоритетного национального проекта «Образование» заведующий УНЦ выиграл во всероссийском конкурсе лучших учителей Российской Федерации и удостоен Почетной грамотой за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование. В 2008г. зав. УНЦ награжден Почетной грамотой Министерства по охране окружающей среды и прородопользования КБР за многолетнюю плодотворную работу по организации экологического образования и воспитания подрастающего поколения КБР.

В 2011 г. муниципальном общеобразовательном учреждении «Прогимназия №52» г. Нальчика внедрена программа курса экологии, ориентированная на дошкольников и школьников младших классов и предусматривающая целостное восприятие ими общих биологических и экологических понятий при формировании экологической грамотности и экологического менталитета. Значительное место в программе занимают адаптированные к возрасту детей данные научных исследований, проводимых в Институте по уникальной биоте Центрального Кавказа (м.н.с. Кярова Г.А., под руководством чл.-корр. РАН, д.б.н., проф. Темботовой Ф.А.) .

В муниципальном общеобразовательном учреждении «Прогимназия №52» г. Нальчика в старших дошкольных группах проведен эксперимент, позволяющий выявлять влияние игровых технологий на усвоение материала. Для проведения эксперимента использовался диагностируемый материал, разработанный С.Н. Николаевой (2004) и адаптированный к данному эксперименту. Показана эффективность применения игровых технологий для улучшения восприятие материала в целом и общих биологических и экологических понятий (сотр. Кярова Г.А., под руководством чл.-корр. РАН, д.б.н., проф. Темботовой Ф.А.).

Основные публикации

Кярова Г.А. Сравнительный анализ состояния экологического образования в МБОУ СОШ г. Нальчика в 2005-2006 и 2010-2011 учебных годах // Наука и устойчивое развитие. Матер. VII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Нальчик, 2013. С. 220-222.

Кярова Г.А. Современные игровые приемы в экологическом образовании дошкольников // Биоразнообразие и рациональное использование природных ресурсов. Матер. Всероссийской научно-практической конференции с междунар. участием. Махачкала, 2013. С.147-148.

Кярова Г.А. Инновационные технологии в экологическом воспитании дошкольников // Фундаментальные и прикладные исследования и образовательные традиции в зоологии. Матер. Междунар. научной конфер. Томск, 2013. С. 70.

Кярова Г.А. Роль игровых занятий с учетом регионального компонента в экологическом образовании школьников младших классов // Развитие регионов в XXI веке. Матер. I Междунар. научной конфер. Владикавказ, 2013. Часть 1. С.295-298.