21 марта – Международный день лесов

21.03.2019
Поделиться:

21 марта, во всем мире отмечается Международный день лесов или Всемирный день защиты лесов, который был основан в 1971 году, именно в день весеннего равноденствия, который по традиции, считается первым днем весны и является символом новой жизни и новых начинаний. Тема 2019 года «Леса и образование».

Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией № 67/200 от 21 декабря 2012 года утвердила ежегодное празднование 21 марта Международный день лесов (International Day of Forests), как повод проинформировать общество о важности сохранения лесов и для повышения осведомленности об их значении.

В Институте экологии горных территорий им. А.К. Темботова проводятся исследования лесов на мировом уровне, отрабатываются научные основы лесовосстановления и ведется экологическое просвещение.

  1. Фундаментальные исследования лесных экосистем

В России леса являются одним из самых востребованных возобновляемых природных ресурсов, удовлетворяющих множественным потребностям человека. Они имеют громадное водорегулирующее, почвозащитное, климаторегулирующее, социально-экономическое значение, а также являются средой жизни для многих организмов (Программа развития лесного хозяйства РФ до 2020г.). Леса горных стран, в том числе российского Кавказа, уникальны по своему типологическому разнообразию, высокому проценту эндемичных таксонов, что определяет важность их сохранения и рационального использования в мировом масштабе. Благодаря этому территория Кавказа входит в число экологических «горячих точек» биоразнообразия (www. biodiversityhotspots.org), а также, по данным Всемирного фонда природы International (www.panda.org), Кавказ относится к одному из 233 важнейших экологических регионов, где приоритетом является сохранение биологического разнообразия. Лесные ценозы Северного Кавказа включают в себя такие уникальные (реликтовые или эндемичные) элементы древесной растительности как бук восточный (Кавказ является единственным местом его произрастания в России), пихта кавказская, тис ягодный, дуб грузинский и Гартвиса, клен Траутфеттера, береза Радде и др. При этом горные леса в силу естественных физико-географических факторов более уязвимы перед процессами деградации.

Одной их мировых тенденций в области изучения экосистем является создание глобальных информационных ресурсов на основе объединения в единую информационную среду баз данных, пакетов программ для анализа и моделирования, что позволяет осуществлять комплексные исследования, научный прогноз и принятие обоснованных управленческих решений для рационального использования природных ресурсов, в первую очередь лесных. Аналогичные исследования, включая широкое применение данных спутникового мониторинга, начатые в ИЭГТ РАН с 2009 г., являются пионерными для горных территорий РФ.

Применение технологии интерполяции локальных данных наземных исследований на другой пространственный уровень, дешифрование космоснимков в автоматическом режиме с количественной оценкой индикаторов разнообразия растительного покрова на сегодняшний день является одним из перспективных направлений в разработке технологий дистанционного мониторинга состояния природных ресурсов.

  1. Научные основы лесовосстановления и экологическое просвещение

Интенсивное, а чаще экстенсивное ведение лесного хозяйства, приводит к значительному сокращению площади лесов, как в мировом масштабе, так и в пределах Северного Кавказа, в частности на Центральном, и требуются срочные меры по их восстановлению. В этих целях создаются лесные питомники, где опытные лесоводы занимаются выращиванием лесопосадочного материала основных лесообразующих пород как России, так и отдельных регионов. Учащиеся школ также могут принимать участие в деле сохранение и восстановления лесов родного края.

Исходя из этого, ИЭГТ РАН был организован лесной питомник при Учебно-научном центре в с. Псынадаха, Зольского района, где выращиваются сеянцы и саженцы сосны обыкновенной, пихты Нордманна, березы Радде и других древесных пород, составляющих естественную дендрофлору нашей Республики. В лесном питомнике школьники своими руками выполняют многие работы: вскапывают землю, сажают деревца, проводят агротехнический уход за саженцами.

Участие школьников, в выращивании лесопосадочного материала, а в последствии, посадке леса позволит получить им знания по биологии, экологии на практике, дадут возможность воочию увидеть значение леса для человека и всей природы, способствуют формированию экологи чего воспитания.  Ведь именно этим ребятам, в будущем предстоит решать экологические проблемы сегодняшнего дня и именно они должны передать свои знания и умения новым поколениям.

В октябре 2018 года сотрудники Института экологи горных территорий им. А.К. Темботова РАН совместно с межрегиональным общественным движением «Экология ↔ жизнь» при поддержке Всемирного фонда природы и Министерства по взаимодействию с институтами гражданского общества и делам национальностей (в рамках проекта «Сохраним природу вместе») высадили 110 саженцев ивы в пойме реки Большая Золка (Зольский район Кабардино-Балкарской Республики, между с.с. Псынадаха и Батех). Это пионерный проект, основная цель которого – отработка подходов к восстановлению пойменных лесов, причем не в виде разовых акций, а как непрерывный процесс с вовлечением населения, в первую очередь школьного возраста, через формирование экологически ориентированного сознания. Инициатором и вдохновителем восстановления пойменных лесов выступает директор ИЭГТ РАН, председатель движения, член-корр. РАН Темботова Ф.А. Мероприятие по посадке деревьев было согласовано с Министерством природных ресурсов и экологии КБР, большую заинтересованность проявили лично министр Шаваев И.П. и зам. министра Маремов М.Х. Содействие было и со стороны главы местной администрации с.п. Псынадаха Зольского муниципального района КБР Аутлова С.А. В посадке саженцев активное участие приняли учитель биологии СШ с.п. Псынадаха Темботова М.А. и учащиеся 10-11-х классов: Жолдашев И., Пшиготижев И., Маремшаов М., Сижажев И., Нагаплежев А., Хоконов Р., Молов А., Карданов А. Ребятам были вручены сертификаты волонтеров движения «Экология ↔ жизнь» и памятные подарки Всемирного фонда природы.

Ведется мониторинг состояния саженцев, анализ возникающих проблем и, при положительной динамике, высаживание следующей партии деревьев на безлесных участках поймы реки Большая Золка.