Директор ИЭГТ РАН Темботова Ф.А. выступила с докладом на заседании Общественного совета при Министерстве природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики

23.06.2023
Поделиться:

В докладе «Чужеродные таксоны в фауне млекопитающих КБР: последствия интродукции и решение проблемы» представлен современный анализ сведений по чужеродным элементам природных экосистем, в частности по млекопитающим, обитающим на территории Кабардино-Балкарской Республики, и оценка их роли в экосистемах Республики, что имеет не только теоретический, но и практический интерес, в частности в вопросах сохранения природных компонентов, таких, например, как млекопитающие. Выявлены причины возникновения проблем с чужеродными видами млекопитающих для всего Северного Кавказа.

По характеру и силе воздействия на экосистемы региона среди названных чужеродных таксонов, интродуцированных преднамеренно или непреднамеренно, можно выделить:

  1. чужеродные таксоны, оказывающие негативное воздействие на растительный и почвенный покров (як домашний);
  2. чужеродные таксоны, вступающие в конкурентные отношения с местной фауной (американская норка, пятнистый олень, енот-полоскун, енотовидна собака, а также неаборигенные подвиды благородного оленя);
  3. таксоны негативное воздействие, которых на природные экосистемы региона невелико или неопределенно, в конкуренцию с аборигенными видами не вступают (белка обыкновенная, ондатра).

Исходя из численности в регионе, воздействия на среду и аборигенную фауну (причем не только на млекопитающих, но и на птиц, амфибий, рептилий), наибольшее негативное влияние оказывают пятнистый олень, неаборигенные подвиды благородного оленя, як домашний, шакал, американская норка, енотовидная собака, енот-полоскун. Можно ожидать увеличения численности этих видов в регионе, а также освоения ими новых территорий.

Первопричиной сложившейся ситуацией с интродуцированными таксонами на Северном Кавказе является отсутствие единого подхода к природоохранным вопросам и вопросам дичеразведения со стороны МПР субъектов Федерации. На территории Северного Кавказа имеются 9 административных единиц: два края (Краснодарский и Ставропольский) и 7 республик (Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Чеченская Республика и Дагестан). В число этих субъектов Федерации следует отнести и Ростовскую область, которая частично входит на территорию Северного Кавказа, но главное она соседствует с другими субъектами и не имеет никаких физико-географических барьеров для проникновения чужеродных видов в случае их саморасселения или случайной интродукции.

В каждом из этих субъектов принимаются совершенно самостоятельные, не взаимосвязанные с соседними субъектами и далеко необоснованные с научной точки зрения решения по «восстановлению», в том числе «реинтродукции», охотничьей фауны региона.

Второй, не менее важной причиной, является принятие решений в природоохранных вопросах и вопросах дичеразведения без обсуждения с научным сообществом, мнение которого крайне необходимо учитывать.
Третья причина. Отсутствие общедоступной для всех субъектов конкретной физико-географической единицы, какой является например Северный Кавказ, информационной базы по текущему состоянию биоразнообразия и, в первую очередь крупных, в том числе охотничьих, видов животных.