В России американскому белохвостому оленю не рады

28.02.2023
Поделиться:

Недавно завершились очередные 25-е чтения памяти академика В.Е. Соколова в Институте проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН, где доктор биологических наук М. Холодова сделала доклад «Генетическая устойчивость оленьих России к прионной болезни хронического изнурения копытных».

Прионные заболевания, также известные как трансмиссивные губчатые энцефалопатии, — это группа фатальных инфекционных заболеваний головного мозга, поражающих человека и ряд других видов млекопитающих, включая овец, коз, крупный рогатый скот, оленьих, норок, кошачьих. Эти заболевания всегда заканчиваются летально. У лосей и оленей прионная болезнь называется хронической изнурительной болезнью. Прионы — это необычные патогены, они не способны вызвать острую форму инфекции, поэтому заболевания, вызываемые ими, называются медленными. Эту тему поднимаю не случайно — существуют планы по акклиматизации в России американского белохвостого оленя, что может привести к катастрофе.

В настоящее время заболевание в Европе отмечено только среди копытных Норвегии, Финляндии и Швеции. В России среди оленьих её пока не обнаружено. Сотрудники Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН проверяли ген прионного белка, сделав основной вывод — у копытных России преобладают генотипы, имеющие более высокую предрасположенность к хронической изнурительной болезни. Завоз оленей (белохвостых, чернохвостых, вапити) или частей их тела (любых) из районов, неблагополучных по хронической изнурительной болезни (Северная Америка, Скандинавия), может привести к распространению прионной болезни среди аборигенной фауны копытных.

Как мы уже отметили, тревогу вызывают планы по акклиматизации в России американского белохвостого оленя. У него в России статус сельскохозяйственного вида (выпускать этих животных в дикую природу запрещено даже на территории охотничьих хозяйств). При этом не запрещено привозить их из-за рубежа и содержать на огороженных участках для вольерной охоты. Такие полувольные стада белохвостых оленей живут в вольерах в Смоленской, Воронежской, Нижегородской и Тверской областях. Однако регулярно озвучиваются предложения по акклиматизации этого вида в России, получающие поддержку Министерства природных ресурсов и экологии РФ. В конце марта 2021 года Минприроды представило законопроект, который переводит белохвостых оленей в статус охотничьего вида. Если его примут, то этих копытных можно будет свободно расселять по всей стране — по мнению министерства, лучше всего для этого подходят субъекты Северо-Западного, Центрального, Южного, Приволжского, Северо-Кавказского и Уральского федеральных округов, а также территории отдельных субъектов Дальневосточного и Сибирского федеральных округов. Хотелось бы напомнить, что вместе с дикими и домашними животными и растениями по планете путешествуют опасные возбудители инфекций, паразиты и вредители, способные погубить на новом месте жительства аборигенные виды, в зоне риска и человек. Среди заболеваний, от которых страдают белохвостые олени, наибольшее беспокойство у специалистов вызывает упомянутая выше хроническая изнуряющая болезнь. Её провоцирует белок с аномальной трёхмерной структурой, который стимулирует превращение гомологичных ему белков в себе подобные. Когда прион попадает в организм (или возникает в нём спонтанно), он запускает цепную реакцию, которая приводит к появлению множества неправильно свёрнутых молекул. Как и другие болезни прионного происхождения, например коровье бешенство, она поражает головной мозг и другие нервные ткани и постепенно их разрушает. Больные олени (чаще всего это взрослые самцы) становятся вялыми, дрожат, с трудом ходят, много пьют и выделяют много слюны. Кроме того, животные теряют в весе. Больных животных иногда сравнивают с зомби. Понятно, что эти животные будут контактировать с представителями местной фауны, также возможны контакты с домашним скотом и людьми. Перед тем как убить своего носителя, прионы проникают в лимфатическую систему, так что за время болезни животное успевает выделить в окружающую среду множество прионных частиц, устойчивых к воздействию ультрафиолетового излучения, высокой температуры и большинства дезинфицирующих средств. Опасные белки могут длительно ждать своего часа, прежде чем попадут в организм новой жертвы. Лекарств и вакцин от хронической изнуряющей болезни не существует. Это значит, что возможностей замедлить распространение инфекции не так много, в лучшем случае это тщательное отслеживание всех случаев заболевания, периодический мониторинг диких популяций и уничтожение заражённого поголовья на фермах и в вольерах.

Этот вопрос выходит на уровень биологической безопасности и прежде чем завозить такой спорный вид как американский белохвостый олень на территорию Северного Кавказа, где и так есть проблемы с инвазивными представителями оленьих, необходимо изучить предрасположенность уже обитающих здесь животных к хронической изнурительной болезни. Ведь в зоне риска виды, которые сосуществуют с оленьими, включая домашний скот, грызунов, падальщиков, плотоядных, домашних питомцев, в перспективе не застрахован и человек.

Фатима ТЕМБОТОВА, председатель межрегионального общественного движения «Экология — Жизнь», член-корр. РАН; Екатерина КОНОНЕНКО, старший научный сотрудник Института экологии горных территорий им. А. К. Темботова РАН, кандидат биологических наук

kbpravda.ru